Педагогам

Зрительная гимнастика в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения

В настоящее время вызывает большую обеспокоенность ухудшение состояния здоровья детей, растет процент детей с хроническими заболеваниями, с проблемами в развитии. Поэтому важно использовать в работе с детьми дошкольного возраста здоровьесберегающие технологии, которые способствуют укреплению здоровья, профилактике утомления и различных заболеваний.
В этом случае большим подспорьем в работе может стать использование разных видов динамических пауз. При использовании разных видов гимнастики: зрительной, пальчиковой, двигательной – организм включает в работу дополнительные «динамические резервы» для преодоления усталости и переутомления. Быстрое наступление утомления снижает работоспособность детей. Специалисты доказали, что использование разных видов гимнастики – крайне эффективное средство обеспечения работоспособности детей и борьбы с утомлением.
Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика. Гимнастика для глаз имеет многоцелевое назначение: она обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, повышает эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата, развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах, повышает способность зрительного восприятия и оценки объектов окружающего пространства, корректирует функциональные нарушения зрения.
Зрительная гимнастика приносит пользу только в том случае, если выполнять ее регулярно, дозировано, с учетом нарушения зрительных функций, по назначению врача-офтальмолога. Цель зрительной гимнастики - включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.
Гимнастика для глаз проводится несколько раз в течение дня от 3-х до 5-ти минут. Можно проводить гимнастику в бытовой, игровой деятельности, на прогулке, перед занятиями, во время занятий, между занятиями.
Рекомендуются следующие упражнения зрительной гимнастики, при этом двигаются только глаза, голова неподвижна. Рекомендуются следующий порядок направлений
·         движений глаз:
·         вправо-влево;
·         вверх-вниз;
·         далеко-близко (удалять и приближать предмет);
·         по кругу;
·         по диагонали (снизу-вверх и сверху-вниз).
Педагоги обучают новой гимнастике с использованием метки или игрушки. Затем уже знакомую гимнастику дети выполняют самостоятельно с индивидуальными пособиями. Показ метки или предмета (игрушки в руках педагога или игрушек, расставленных в разных углах дальней от детей стены) для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил движение предмета, который должен быть ярким, не очень большим. Предмет показывается чуть выше уровня глаз детей, не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой.
При подборе элементов движений педагогу необходимо учитывать возраст детей, дозировку выполнения упражнений:
·         Для детей младшей группы – 2-3 раза;
·         Для детей средней группы – 3-4 раза;
·         Для детей старшей группы – 5-6 раз;
·         Для детей подготовительной группы – 6-8 раз.
В игровой форме можно проводить самомассаж, снимать зрительное напряжение.
Для детей младших групп рекомендуется проведение простых упражнений, среди которых:
«Темное расслабление». Закрыть ладонями глаза, добиваясь идеального черного цвета в глазах.
«Удивление». Сильно зажмурить глаза, посмотреть в темноту. Затем широко открыть глаза, сделать удивленный вид.
«Расслабление». Сильно зажмурить глаза, затем расслабить лоб и веки.
«Моргание». Быстро закрывать и открывать глаза.
«Вертикали». Перемещать взор то вверх, то вниз (не поднимая и не опуская головы).
«Горизонтали». Перемещать взор то влево, то вправо (не поворачивая головы).
«Вращение». Вращать глазами почасовой стрелке, затем в обратную сторону. Закрыть глаза, отдохнуть.
«Косые глаза». Переводить взгляд с дальнего предмета на кончик носа и обратно в медленном темпе (30-40 с).
«Метка на стекле». Смотреть на метку на стекле окна, то на предмет вдали на линии взора. Вместо метки можно смотреть на близко стоящий предмет.
Для детей старших групп становятся доступны более сложные упражнения.
«Пальминг».
Смысл в том, чтобы изолировать глаза от внешних зрительных впечатлений и погрузить их в темноту. Пальминг можно выполнять сидя, лежа, стоя. Прикрыть глаза разогретыми ладонями, которые складываются крест–накрест. Педагог произносит текст. В этот момент может звучать спокойная, тихая музыка.
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают…
Отдыхают… засыпают…
Напряженье улетело…
И расслаблено все тело…
Будто мы лежим на травке…
На зеленой мягкой травке…
Греет солнышко сейчас…
Руки теплые у нас…
Жарче солнышко сейчас…
Ноги теплые у нас…
Дышится легко… ровно… глубоко…

Длительная пауза.
Затем дети выводятся
из «Волшебного сна»:
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали…
Громче, быстрее, энергичнее:
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулаки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!


Раскачивание и повороты. Перенося вес тела то на одну, то на другую ногу, плавно и ритмично раскачиваться из стороны в сторону. Отводя слегка приподнятые руки как можно дальше назад, одновременно поворачивайте то в одну, то в другую сторону туловище, плечи и голову.
Море волнуется раз,
Море волнуется три,
Море волнуется два,
На месте фигура замри!
Пальцевые повороты. Ладонь с разведенными пальцами поднести к лицу. Поворачивать голову, направив взгляд сквозь пальцы вдаль. Повторить 15 раз.
Поставить указательный палец перед своим носом, поворачивать голову из стороны в сторону, направив взгляд мимо пальца.
Если головой вертеть
Палец быстро убегает
И на палец не глядеть,
Почему – никто не знает.
Световые ванны. На свежем воздухе, закрыв глаза, встать лицом к солнцу, поворачивать голову то в одну, то в другую сторону и приговаривать: «Глазки солнцу покажи. «Здравствуй!» – солнышку скажи».
Моргание. Закрыть глаза, подумать о чем-нибудь приятном. Открыть глаза, поморгать ими так, как бабочка машет крыльями.
Массажный тренинг «Третий глаз».
Мы начнем сейчас тренаж:
Повторяем еще раз
«Делай сам себе массаж».
Все движенья смело.
Пальчик ставим между глаз
В другую сторону сейчас
И вращаем влево,
Вращаем пальчик еще раз.
Глазодвигательные тренинги. Перемещать взгляд на предметы, подвешенные в разных местах комнаты: игрушки, буквы, цифры.
Раз - налево, два - направо,
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Вот бабочка летит,
Крылышками шевелит:
Вправо, влево, вверх, вниз.
Крылышки ее мелькают,
Глазкам видеть помогают.
Видишь ты свою ладошку?
Отодвинь ее немножко,
За ладошку загляни –
Что вдали увидишь ты?
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
Точечный массаж. Большими пальцами обеих рук надавливаем на точку на расстоянии 1 см от внутреннего угла глаза. Большими пальцами обеих рук надавливаем на точку на расстоянии в 1 см от внешнего угла глаза.
«Прищепочки». Большими и указательными пальцами обеих рук сдавливаем кожу бровей от переносицы к вискам.
«Диагонали». Направить взор в левый нижний угол (взор в сторону плеча), затем моргнуть 3 раза, то же самое повторить, направляя взор в правый нижний угол. Затем перевести взор в левый верхний угол, поморгать 3 раза, то же самое повторить с переводом взора в правый верхний угол.
Затраты времени на упражнения измеряются минутами, а польза от подобного рода деятельности для здоровья ребенка неоценима.
В коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушениями зрения важное место занимает знакомство детей со своим зрением и обучение воспитанников охране и помощи своим глазкам. Это содержание работы может включаться в раздел «Ознакомление с окружающим миром».

КисляковаЮ.Н. Формирование навыков социально-бытовой ориентировки удетей 
с нарушениями развития


Пособие адресовано учителям-дефектологам, логопедам, воспитателям и родителям для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с особенностями психофизического развития.
Комплект пособий по формированию навыков социально-бытовой ориентировки у детей позволит в занимательной игровой форме обогатить жизненный опыт ребенка. Первая книга познакомит его с предметами ближайшего окружения, их свойствами и назначением.
Предложенные задания имеют практическую направленность, будут способствовать закреплению полученных знаний в повседневной жизни. Это поможет развитию ориентировки ребенка в окружающем мире и в пространстве.

Комплекс педагогических упражнений по подготовке детей к лечению на синаптофоре



Дидактические игры на основе «Кругов Луллия» 
по развитию зрительного восприятия 
у детей  с нарушением зрения





Дети с нарушенным зрением испытывают серьезные трудности в определении цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов. Недостатки зрительного восприятия обусловливают формирование нечетких образов-представлений. Наблюдаются нарушения внимания, памяти, мышления. Сформированные, но не включенные в разные виды деятельности представления быстро распадаются. Так же у дошкольников с патологией зрения, наблюдаются нарушения пространственных представлений, им трудно фиксировать взгляд на предмете, следить за движущимся предметом, определять его положение в пространстве, размер и форму, узнавать один и тот же предмет в разных модальностях. Из-за отсутствия координирующей функции «рука-глаз» нарушается точность дифференцированных движений пальцев рук, что оказывает отрицательное влияние на характер манипуляторных, а затем и предметных действий детей.
 Главная проблема для современного тифлопедагога – выбрать из обилия и разнообразия тот материал, который поможет максимально реализовать не только обучающие, но и коррекционно-развивающие задачи, подобрать методы и приемы, способствующие развитию зрительного восприятия, чувственного опыта у детей с нарушением зрения. 


Этапы работы по развитию обоняния у детей с нарушением зрения



Процесс восприятия запаха состоит из множества стадий. Однако тонкости этого механизма науке пока неясны. К некоторым ароматам люди привыкают быстрее, другие постоянно действуют на психику и вызывают стрессы, а значит, ароматы оказывают как положительное, так и отрицательное воздействие.
Дети узнают, зачем им нужен нос, знакомятся с внешними признаками этого органа обоняния и его функциональными возможностями при различении обонятельных характеристик предмета, путем активного обследования его осязаемых признаков.

Работа, направленная на развитие обоняния у детей, решает две основные задачи:

- развитие осведомленности о различных запахах;

- умение различать простые запахи.

Все окружающие нас запахи можно условно разделить на две группы: приятные и неприятные (например, запах леса и запах выхлопных газов; запах свежего хлеба и испорченного мяса и др.).
Внутри каждой группы выделяется огромное количество разных дифференцируемых запахов и ароматов. Обучение детей их различению проводится поэтапно:

1-й этап: знакомство с характерными запахами отдельных реальных предметов и объектов живой и неживой природы, обозначение словом;

2-й этап: сравнение разных запахов и закрепление их различения в процессе дидактических игр и упражнений;

3-й этап: различение более сложных (составных) ароматов.

Знакомство с часто встречающимися, характерными запахами изначально проводится в повседневной жизни. Дети запоминают и различают запах лука, колбасы, кофе, лекарства, цветов и др.
На коррекционных занятиях особое внимание уделяется использованию в речи разных определений, характеризующих тот или иной запах:

- запах лука - резкий, сильный, раздражающий, свежий, горьковатый;

- запах кофе - ароматный, приятный, волнующий, насыщенный;

- запах лекарства - неприятный, отталкивающий, горьковатый;

- запах апельсина - свежий, бодрящий, легкий, сладковатый и т. д.
На занятиях педагог целенаправленно расширяет спектр различаемых пищевых и непищевых, растительных и иных запахов, особенно тех, с которыми ребенок сам может не встретиться. Знакомство с новым запахом начинается с сопоставления двух идентичных веществ, одно из которых имеет запах, а другое нет. Например, при сравнении ванилина и сахарной пудры дети отмечают их одинаковые свойства: цвет, сыпучесть, порошкообразность. Под руководством педагога выясняется, что отличаются они друг от друга тем, что сахарная пудра не имеет запаха, а ванилину присущ терпкий, сильный, пикантный запах.
Следующим этапом работы является выделение запаха ванилина путем сравнения с контрастными запахами уже знакомых детям продуктов (или веществ, предметов): свежего огурца, лука, испортившейся картофелины, сосновой шишки и др.
Заключительным этапом работы над новым запахом является сравнение его с запахами веществ (предметов, продуктов) той же видовой группы. Если ванилин - это пряность, то сравнение следует вести с запахами других пряностей: корицы, гвоздики, мускатного ореха. Запах розы сравнивается с запахом других цветов, запах земляники - с запахом других ягод и т. д.
Отметим, что на коррекционных занятиях дети учатся выделять и неприятные, отталкивающие запахи, особенно пищевых продуктов (несвежая колбаса, испорченное мясо, загнившая картофелина и др.), что должно приучить их осторожно относиться к таким продуктам. При этом педагог показывает, как нужно нюхать незнакомые предметы (осторожно, нерезко, на расстоянии). В дидактических играх закрепляются навыки различения запахов предметов, что в конечном итоге способствует дифференциации предметов (веществ) окружающего мира с помощью обоняния.
Различение составных, более сложных ароматов проводится в процессе обучения на специальных занятиях. В этой работе важно, чтобы добавленный аромат четко дифференцировался, например обычный чай и чай с добавлением мяты, салат со свежим огурцом и без него, свежевыстиранный надушенный и ненадушенный носовой платок и др. Самыми трудными для дошкольников являются задания на различение запахов натуральных предметов и веществ с искусственно созданным запахом: цветы или духи с цветочным ароматом, апельсин или освежитель воздуха с запахом цитрусовых и др.
При этом отметим, как показывает практика, у отдельных людей функция обоняния может быть понижена или совершенно отсутствовать.

Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет


Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которую необходимо проводить дозированно в течение дня с использованием игровых и речедвигательных элементов.
В пособии представлены календарно-тематическое планирование и разработки занятий с использованием зрительной, пальчиковой и двигательной гимнастики в стихах с указаниями алгоритма и рекомендаций специалиста по ее проведению с дошкольниками 2-7 лет в зависимости от возраста и заболевания ребёнка, что позволит тифлопедагогам, дефектологам, воспитателям повысить работоспособность слабовидящих детей, интенсифицировать профилактическую деятельность зрительной патологии и поможет малышам избежать утомления на занятиях или при выполнении домашнего задания.
Предназначено тифлопедагогам, дефектологам, воспитателям, психологам дошкольных образовательных учреждений; рекомендовано родителям.

Комментариев нет:

Отправить комментарий