Родителям

Формирование предметных представлений удетей дошкольного возраста с нарушением зрения

Основой разностороннего развития детей дошкольного возраста, является ознакомление их с предметным миром. Нарушения зрения ограничивают возможности детей в непосредственном чувственном познании окружающего мира, что, отрицательно влияет на общее развитие ребенка с нарушением зрения. Детям с нарушениями зрения требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (предмет, картину, тест и т.п.). Отмечается узость объема восприятия. Дети выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, судят о воспринимаемых предметах, явлениях по первому впечатлению. Слабость обозрения объясняется особенностями движения взора. То, что нормальные дети видят сразу, дети с нарушениями зрения – последовательно. Наблюдается очень слабая связь между предметом и его словесным обозначением. Дети затрудняются в обозначении точным словом сенсорных признаков, деталей строения объекта. Они выделяют части предмета, объекта, но пропускают те детали, которые выделяют данный объект из множества других, то есть опускают существенные признаки. Например, говоря о корове, дети выделяют такие части тела как ноги, хвост, уши, глаза, но не называют такие детали как рога, вымя, копыта. Из-за плохого ориентирования в признаках объектов, предметов, у детей наблюдаются значительные трудности в решении задач на обобщение, классификацию, исключение лишнего предмета. Еще одна характерная особенность представлений детей с нарушением зрения является вербализм, под которым понимается нарушение соотношений чувственного и понятийного в образе в сторону преобладания последнего или же полное отсутствие чувственных элементов в словесном описании объектов, в которых фигурируют недоступные для осязательного восприятия признаки.

Ознакомление с окружающим миром 
детей с нарушением зрения 4–5 лет

Дошкольный возраст является периодом интенсивного психофизического развития ребенка. Именно в это время у детей совершенствуются психические процессы, влияющие на их познавательное развитие. В дошкольном детстве у ребенка формируются те практические умения и навыки, которые служат основой его активности и самостоятельности.
Дошкольное детство – важный этап для оказания помощи детям с нарушением зрения в овладении не только достаточным уровнем знаний, умений и навыков, но и в формировании специальных знаний, способов познания, ориентации в окружающем мире, коммуникативных, мотивационных и деятельностных сторон личности. Полноценная коррекционная помощь детям дошкольного возраста с нарушением зрения невозможна без формирования у них социально-адаптивных, коррекционно-компенсаторных способов ориентации и поведения.
Наличие зрительного заболевания в большинстве случаев оказывает заметное влияние на психологическое развитие ребёнка: замедлены процессы запоминания, затруднены мыслительные операции, нарушено внимание, работоспособность, что препятствует полноценному использованию и развитию интеллектуальных возможностей ребенка.
Дети с нарушениями зрения испытывают трудности при анализе и синтезе информации об окружающем пространстве, оценке и словесном обозначении взаимоположения предметов, сложности при ориентировке на листе. Поэтому необходимо развивать пространственное мышление, которое является умственной, интеллектуальной деятельностью, обеспечивающей ребенку создание пространственных образов и оперирование ими в процессе ориентирования.
Недостатки в развитии пространственного восприятия и ориентировки в нем, имеющиеся у дошкольников с нарушениями зрения, ограничивают в дальнейшем их самостоятельность и активность во всех сферах деятельности.
Суженная информация об окружающих предметах при нарушениях зрения приводит к снижению скорости, точности, полноты зрительного анализа и синтеза, обеднению предметных и пространственных представлений, которые могут быть не всегда достоверными и четкими. При восприятии предметов дети чаще всего используют зрение, а другие анализаторы, например осязание, в процесс знакомства с объектом, выделения его свойств и качеств не подключают. Нарушения функций зрения приводят к определенным трудностям в восприятии детьми окружающей действительности, овладении предметно-практической деятельностью. Детям с нарушениями зрения 4–5 лет в большей мере, чем их нормально видящим сверстникам, свойственны скованность движений, слабость мышечного тонуса. Движения и действия детей отличаются нескоординированностью.
На фоне этого у детей с нарушениями зрения наблюдается неуверенность в своих возможностях, не формируется умение преодолевать трудности. У них могут отставать в развитии культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания, снижаться интерес к результату труда. Для детей с нарушениями зрения характерно:
·        затруднения в оценке формы, величины, пропорций, пространственных отношений;
·        неумение выделять информативные признаки в предмете с последующим использованием при анализе свойств и качеств предмета;
·        снижение точности, полноты, целостности представлений о предметах;
·        трудности восприятия объектов в условиях сниженной цветовой насыщенности, контрастности, на сюжетном изображении, в силуэтном и контурном изображении, при наличии неполного изображения предмета и др.;
·        затруднения при обследовании предмета, составлении целого из частей, совмещении деталей, использовании орудий труда и др.;
·        сложности группировки, классификации, обобщения объектов по существенным и несущественным признакам;
·        трудности в ориентировке на листе;
·        затруднения при сравнении предметов, нахождении отличий, составлении описательных рассказов;
·        нарушение моторно-двигательной стороны практической деятельности;
·        отклонения в координации движений, темпа и ритма действий, отсутствие сопряженных движений обеих рук.
Для эффективного усвоения детьми знаний, умений и навыков, формирования специальных способов деятельности необходимо многократное их повторение. Это возможно тогда, когда работа с ребенком осуществляется комплексно: дефектологами, воспитателями, родителями.
Овладение детьми с нарушениями зрения знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой, осуществляется в специализированном детском саду во всех видах детской деятельности, однако центральным, доминирующим является обучение на коррекционных занятиях по развитию зрительного восприятия, ориентировке в пространстве, социально-бытовой ориентировке, развитию осязания и мелкой моторики. Такие занятия проводятся еженедельно, как в индивидуальной, так и в подгрупповой форме.
Представления о предмете и способе деятельности с ним будут утрачены, если не будут закрепляться вне коррекционных занятий, в специально организованной, совместной со взрослым и свободной деятельности. Поэтому важно организовать работу детей дома.

Из опыта работы тифлопедагогов-практиков большая часть родителей, воспитывающих ребенка с нарушениями зрения, заинтересованы в его развитии, интересуются его успехами, пытаются понять, чем обусловлены трудности, возникающие у ребенка. Они часто обращаются с вопросами о том, как организовать помощь ребенку в домашних условиях, как подготовить его к обучению в школе. 

Окклюзия. Что это такое?



Окклюзия (закрывание одного из глаз) - основной метод лечения амблиопии (функционального понижения остроты зрения) и косоглазия.
Цель окклюзии при амблиопии - заставить работать плохо видящий глаз, повысить тем самым остроту зрения и исключить влияние на него закрытого глаза, который подавляет его зрительные впечатления, особенно если этот закрытый глаз видит лучше.
Цель окклюзии при косоглазии - исключить всякую возможность неправильного зрения двумя глазами.
Ребёнку с косоглазием (с амблиопией и без нее) следует пользоваться окклюзией весь день, чтобы ни секунды не смотреть двумя глазами одновременно. Он должен "засыпать и просыпаться одним глазом".
Зачем это нужно?
Вообразим ситуацию: здоровому, без косоглазия человеку с нормальным бинокулярным зрением сделали операцию, как при косоглазии. После нее следовало бы ожидать появление у него косоглазия. Однако этого не произойдет. Мозг здорового человека привык получать зрительную информацию через прямо стоящие глаза, имеет навык "прямоглазого зрения".
Поэтому после операции для восстановления этого правильного зрения его мозг даст команду глазным мышцам, которые немедленно поставят глаза прямо, симметрично.
У имеющих косоглазие мозг получает несимметричную зрительную информацию и вырабатывает привычку к "косоглазому зрению". Чем раньше возникло косоглазие и чем позже начато его лечение, тем эта привычка сильнее. Поэтому попытки устранить у них косоглазие только операцией обречены на неудачу. После нее мозг, не владеющий навыком "прямоглазого зрения", по имеющейся у него привычке к "косоглазому зрению" даст команду глазным мышцам на восстановление исходной, привычной для него "косой" позиции глаз. Поэтому перед операцией у такого пациента нужно разрушить или максимально ослабить ненормальную привычку.
Окклюзия необходима, чтобы ребёнок постепенно отвыкал от неправильного, "косоглазого" зрения. Следует помнить, если ребенок 1-2 минутки посмотрит двумя глазами, то один день он зря носил окклюзию. Если он так смотрел 7-10 мин, считайте, что неделя окклюзии потеряна. Если он смотрел двумя глазами 1-2 часа - потерян месяц лечения, а если у любимой бабушки он "отдыхал" от окклюзии день-два, то перечеркивается год связанных с её ношением моральных издержек и затраченного при лечении труда. 
Начиная лечение окклюзией, нужно приготовиться к тому, что его придется пройти до конца. Она будет отменена только после обучения ребёнка "прямоглазому зрению", устранения косоглазия и восстановления нормального бинокулярного зрения. На это требуется от одного года до 5-6 лет. Поэтому, имеет смысл набраться терпения и мужества, так как чем качественнее ребёнок пользуется окклюзией, тем более эффективно он вылечивается от косметического дефекта.
Эффективность лечения при помощи выключения одного из глаз из процесса зрительного восприятия зависит от того, насколько комфортно ребёнку, не пытается ли он «обмануть» окклюзию, подглядывая сбоку, сверху или через небольшую щель. Важно подобрать такой окклюдор, чтобы исключить возможность подглядывания.


Не бойтесь очков!



Если вашему ребенку назначают очки, то это не должно стать причиной паники и пессимизма. Своевременное использование очков позволяет в ряде случаев полностью восстановить нормальное зрение.
Очки могут приносить вред, только когда они неправильно подобраны. Чаще это бывает при пользовании чужими очками или приобретении очков без консультации врача-офтальмолога.
Очень важно, чтобы поверхность стекол была чистой, т.к. даже правильно подобранные, но грязные стекла, ухудшают зрение и утомляют глаза. Поэтому, перед пользованием очками, нужно протереть стекла кусочком замши, байки или просто чистым носовым платком. Носить очки нужно в футляре, что предохраняет стекла от загрязнений и царапин.
Впервые применяемые очки требуют привыкания в течение 2-х недель.
Прошло то время, когда дети стеснялись носить очки. Сейчас промышленность выпускает красивые и разнообразные оправы для очков, и всегда можно выбрать такую, которая понравится ребенку и не испортит его лица.
Рекомендации как носить очки при близорукости определяются врачом-офтальмологом индивидуально в каждом конкретном случае: при близорукости слабой степени и достаточно высокой остроте зрения без очков (более 6 строчек в таблице на каждый глаз) очки обычно не назначаются. При близорукости средней степени (до 3,0 диоптрий) очки, как правило, назначаются только для дали, а при близорукости более 4,0-5,0 диоптрий могут назначаться бифокальные очки или 2 пары очков: одни - для дали, другие, более слабые на 2,0-3,0 диоптрии, - для близи.
Рекомендации по ношению очков при дальнозоркости также определяются врачом-офтальмологом индивидуально, по показаниям, в каждом конкретном случае. Как правило, это очки для постоянного ношения, часто бифокальные или 2 пары очков: одни - для дали, другие, более сильные на 2,0-3,0 диоптрии, - для близи.
Для профилактики осложнений косоглазия очки назначаются с раннего возраста, буквально с первого года жизни, и для постоянного ношения.
Если у ребенка один глаз слабее другого и ему предписано врачом для профилактики и лечения косоглазия ношение повязки поверх сильного глаза, то постарайтесь, чтобы ребенок не чувствовал себя ущербным. Надевайте повязку лишь в определенные часы, когда у вас есть время поиграть с ним, а сама игра не требует от него высокой остроты зрения. 
В случае астигматизма также необходима коррекция очками, и гимнастика для глаз.
При высокой степени близорукости (более 6,0 диоптрий) противопоказаны все виды спорта, связанные с ударами и сотрясением тела и головы, т.к. близорукость высокой степени характеризуется слабостью оболочек глаза и при ударах или сотрясении может произойти отслоение оболочек друг от друга или их отрыв (разрыв).
Советуем держать тесный контакт с лечащим врачом и исправно выполнять все требования, особенно касающиеся тренировочных упражнений.
Кроме перечисленных выше мер профилактики нарушения зрения у детей дошкольного и школьного возраста, не следует пренебрегать и гимнастикой для глаз.


Как учить слабовидящего ребёнка видеть и понимать мир


 Умение видеть и понимать окружающий мир не даётся от рождения, этому ребёнок учится в ходе развития. Ввиду зрительной патологии у слабовидящего ребёнка могут складываться неточные образы предметов и явлений окружающего мира. Даже дошкольник с нормальным зрением не умеет целенаправленно изучать предмет, выделяя наиболее характерные признаки, сравнивая отдельные части, отмечая существенные и второстепенные свойства.
У слабовидящего дошкольника не только отсутствуют эти умения, но он не имеет возможности хорошо видеть и различать все признаки предметов, особенно удалённых. Слабовидящий ребёнок не понимает сюжетных картинок, где одно изображение заслонено другим, поэтому не может узнать даже знакомый предмет.

Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы научить ребёнка правильно обследовать предмет зрительно (по порядку, сверху вниз, слева направо, не пропуская ничего), прослеживать форму предмета, привлекая тактильные ощущения (взять его обеими руками, погладить, обвести пальцем контур и т.д.).
 Важно развивать у слабовидящего ребёнка умение активно использовать осязание для узнавания объектов. Для этого очень полезна, да к тому же интересна для детей игра «Чудесный мешочек» (или муфточка). При этом желательно обследование не одной, а двумя руками.
В процессе восприятия надо включать все органы чувств, что даст более полное представление о предмете. А вкус, запах ребёнок может познать только с помощью обоняния и вкусовых ощущений.
Зная, что дошкольник предпочитает игру всем другим видам деятельности, нужно использовать эту естественную потребность для расширения знаний об окружающем. С этой целью надо проводить такие игры на зрительное внимание и память, как «Чего не стало?», «Что изменилось?» и др. А, чтобы поддержать интерес к игре, можно использовать вариант, когда педагог (родитель) отгадывает, а ребёнок прячет игрушку или меняет игрушку местами. В таких играх формируется пространственное восприятие и понимание детьми пространственных признаков, использование наречий места (сзади, рядом, в середине, около, между и т.д.)
Важно учить ребёнка рассматривать картинки, начиная с предметных, потом переходить к сюжетным. Сначала надо предложить ребёнку называть предмет, изображённый на картине. Затем надо попросить назвать основные признаки: цвет, форму и т.д. При обозначении формы помочь ребёнку обвести пальчиком контур – так ребёнок учится соотносить чувственный признак предмета с его словесным обозначением.
После предметных картинок надо переходить к сюжетным, сначала очень простым. С детьми 5-6 лет рассматривать иллюстрации из жизни взрослых людей.
При рассматривании картины, где один предмет заслоняет другой (частично), надо учить видеть такое явление в окружающей обстановке. Например, на прогулке можно провести наблюдение: «Вот Серёжа спрятался за куст, его не видно. А Леру видно из-за куста». Затем можно усложнить игру заданием «Спрячься так, чтобы тебя совсем не было видно. А теперь спрячься так, чтобы видно было руку».
Время прогулок надо использовать для обогащения представлений. Надо учить понимать состояние погоды, взаимосвязь её с жизнью человека (одежда, утепление окон и т.д.). На прогулке можно обратить внимание ребёнка на звуки, исходящие от разных объектов: пение птиц, гудение машин, громкий смех, музыку и т.д.
  ИТАК, нужно развивать у ребёнка потребность к познанию окружающего. Чем богаче и разностороннее будет слабовидящий ребёнок знать и понимать окружающий мир, тем успешнее он будет учиться в школе.


Игры и упражнения на развитие

мелкой моторики рук


Лепка из глины и пластилина
Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков. Используйте любую возможность, чтобы улучшать мелкую моторику рук вашего ребенка.

Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка.

Изготовление поделок из бумаги
Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ вы сможете оценить насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков малыша.

Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.

Конструирование
Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.

Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков
Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.

Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке
Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук малыша.

Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д.  также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.

Всасывание пипеткой воды
Развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.
Нанизывание бус и пуговиц 
Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.

Плетение косичек из ниток, венков из цветов

Все виды ручного творчества:
для девочек – вязание, вышивание и т. д.; для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д.

Научите своих детей всему, что умеете сами!
Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать. Развитие осязания, мелких движений пальчиков рук. Игры в мяч, с кубиками, конструктором, мозаикой.

Ежедневно предлагайте детям такие занятия!
Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребенка и малыш будет хорошо подготовлен к школе, движения его руки будут более уверенные, школьные занятия будут для ребёнка не столь утомительными.
Полезно проверить результаты кропотливой работы по формированию движения кисти. Для этого используйте тест “вырезание круга”, проведя его до начала тренировки и по её окончании.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку:

  • во-первых, развивают мелкую моторику его руки, подготавливая к овладению письмом;
  • во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте;
  • в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.

Учите общению ребенка 

со зрительной патологией


Многие дошкольники с нарушенным зрением испытывают значительные трудности в общении с окружающими, особенно с незнакомыми людьми. Это осложняет их вхождение в большой мир, затягивает период адаптации к школьной жизни. Если такой ребенок не получает своевременно необходимую помощь взрослого, то постепенно у него формируется неадекватное, т.е. не соответствующее происходящему вокруг него, поведение.
В связи с этим важнейшее значение придается общению родителей со своим ребенком, обогащению его знаниями о жизни окружающего мира и, прежде всего, своей семьи.    
Именно семья является для ребенка своеобразным трамплином, образцом и мерилом для всей его последующей жизни.
Родителям необходимо как можно больше времени проводить вместе с ребенком, во всяком случае, время, свободное от работы и домашних дел, должно быть посвящено ребенку. Кстати, занимаясь какими-то домашними делами, родители также имеют возможность в процессе выполнения общего дела наладить со своим ребенком очень хороший эмоциональный контакт.
Следует отметить, что нередко это бывает довольно трудно осуществить (из-за сложностей характеров ребенка и его родителей, «неприятия» частью родителей своего «не такого как у других» ребенка, непонимания родителями проблем плохо видящего (или незрячего) ребенка, из-за чрезмерного оберегания своего ребенка от окружающего мира т.д., и т.п.).

Советую родителям по возможности чаще ходить со своим ребенком на прогулки в лес, парк и не только с целью отдыха и оздоровления, но и развития его наблюдательности, познавательного интереса к явлениям, происходящим в природе. Вместе выучите стихотворение, прочитайте рассказ или сказку о данном времени года, о жизни животных, растений; загадайте ребенку загадки и учите находить отгадки в окружающей природе. Учите ребенка внимательно рассматривать все, что его окружает, улавливать звуки, запахи, узнавать деревья и кусты, их плоды, листья с помощью зрения и на ощупь, воспринимать все изменения, происходящие вокруг него.
Все, что вы видите, наблюдаете, обсудите вместе с ребенком, выскажите свое восхищение красотой природы, ее разнообразием, опишите свои восприятия (зрительные, слуховые, обонятельные и т.д.), предложите ребенку рассказать о своих. Такие прогулки обогатят ребенка яркими впечатлениями, конкретными представлениями об окружающем мире, расширят его чувственный опыт. Кроме того, в совместных прогулках имеются большие возможности для создания между вами и вашим ребенком взаимопонимания, для накопления опыта положительных эмоциональных взаимоотношений.
Развивайте речь своего ребенка – учите его правильно называть окружающие предметы и действия с ними, четко проговаривать слова, грамотно строить фразы, говорить спокойно, не повышая без необходимости голоса. Обращайте внимание ребенка на интонации, выразительность речи, на то, как в речи передать свое настроение, отношение к тому, с кем общаешься, к поступкам этого человека. Объясните ребенку, что нужно уметь дополнять свою речь соответствующей мимикой и жестами, уместными в каждом конкретном случае. Продемонстрируйте это ребенку.
Все это очень важно, так как правильная, красивая, хорошо развитая речь, а также умение вовремя улыбнуться, кивнуть головой, повернуться к тому, с кем общаешься лицом, внимательно смотреть и слушать – привлекут к нему окружающих, будут способствовать общительности ребенка, придадут ему уверенности в себе.
Активно участвуйте в играх, досуге своего ребенка, проявляйте доброжелательную заинтересованность в том, что он делает, при необходимости - помогайте. Это позволит вам быть в курсе всех интересов и дел своего ребенка, вызвать доверие, желание поделиться, посоветоваться. Вы лучше поймете поведение своего ребенка, сможете вовремя корригировать его и успешно решать возникающие проблемы. Ваше участие в играх и различных занятиях ребенка необходимы также и потому, что ваш ребенок может нуждаться в показе того, что и как нужно делать, в подробном объяснении.
Организуйте жизнь своей семьи так, чтобы у вашего ребенка были строго определенные постоянные (в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями) обязанности. Например, ребенок сам застилает постель, наводит порядок на своем столе, в шкафу с игрушками и книгами, в комнате, накрывает на стол и убирает посуду после еды и т.д. Обязательно похвалите ребенка, отметьте то, что он делает хорошо. Если что-то не получается, не ругайте ребенка, а покажите и объясните, как сделать правильно. То, что ему дается особенно трудно, делайте вместе, постепенно предоставляя ребенку все больше самостоятельности.
Поощряйте хорошие поступки ребенка, его старание. Лучше, если в качестве награды будут не сладости, а новая книга, игра, поход в гости, театр. У ребенка появится желание добиться еще больших успехов.
Посещая вместе со своим ребенком театр, выставки, музеи, показывайте и объясняйте все, что ему непонятно, незнакомо, то, что он не может увидеть или хорошо рассмотреть. Задавайте ребенку вопросы, ответы на которые помогут уточнить полученные им представления, выразить его впечатления.
Посмотрите вместе с ребенком его любимый фильм, почитайте книгу, которая ему нравится. Прокомментируйте их содержание, обратите внимание ребенка на положительные или отрицательные поступки героев, дайте их оценку; предложите ребенку охарактеризовать кого-то из героев, вспомнить похожую ситуацию из своего жизненного опыта или из жизни своих друзей. Это очень важная сторона ваших взаимоотношений с ребенком.  Яркие впечатления от увиденного или прочитанного, их обсуждение, обмен мнениями – все это будет способствовать вашему сближению, появлению у вашего ребенка чувства еще большего доверия к вам, желания общаться.
Обязательно приобщайте ребенка к своей жизни. На доступном его пониманию уровне рассказывайте о своей работе, своих делах, об успехах или возникающих проблемах. Предоставляйте ребенку возможность высказать свое мнение, поделиться своими впечатлениями. Отнеситесь к ним с вниманием и уважением. Если что-то покажется вам неправильным, скажите об этом тактично. Не обижайте ребенка резкой критикой в его адрес, осуждением его позиции. Это приведет к тому, что в следующий раз ваш ребенок не раскроется перед вами или будет неискренен, будет говорить то, чего вы от него ждете, а не то, что он на самом деле думает.
Создавайте ситуации для общения вашего ребенка со сверстниками, с другими взрослыми (приглашайте к себе друзей, родственников с детьми). Помогайте своему ребенку в знакомстве и налаживании контакта с другими детьми, в организации их игры.
Учите своего ребенка вести себя дома, в гостях, в общественных местах в соответствии с этическими нормами: не быть назойливым при общении с окружающими, внимательно, не перебивая слушать других, спрашивать разрешения взять что-либо, не принадлежащее тебе, возвращать на место те предметы, которые брал, благодарить окружающих за помощь и т.д.
 Своими поступками, поведением демонстрируйте ребенку образец доброжелательного, заботливого отношения к своим близким людям, друзьям. Например, напомните, что скоро день рождения бабушки, обсудите, какой подарок сделать бабушке, как лучше ее поздравить и т.п.
Учите своего ребенка считаться с интересами и желаниями своих друзей, членов своей семьи (например, сделать так, как приятно твоему другу или гостю, а не только тебе).
Не выступайте в роли человека, контролирующего все действия ребенка, Станьте для своего ребенка понимающим и поддерживающим товарищем и тогда вы сможете влиять на его поведение, направляя и при необходимости корригируя его.
Воспитанные у вашего ребёнка определённые качества личности помогут ему в дальнейшем легче вступать в контакт с окружающими, располагать их к себе, приобретать друзей, успешно адаптироваться к условиям современной жизни, быть уверенным в себе и самостоятельным.



Пять игр для развития зрительного восприятия: разложи по цвету


Если у вашего ребёнка есть остаточное зрение и он может различать цвета, эту способность нужно тренировать. Это можно делать с помощью разнообразных игр. В этой статье мы собрали для вас некоторые из них, такие, в которые легко играть дома.
Многие из этих игр помогают развивать не только зрительное восприятие, но и мелкую моторику, силу пальчиков, навыки организации и ориентировки в малом пространстве.

 Что нужно:
·         Поднос с бортиками
·         Картонка из-под яиц
·         маленькая корзинка или контейнер
·         Цветные помпоны, пуговицы, крышки от пластиковых бутылок или любые яркие однотонные небольшие предметы, которые вы сможете найти дома.


Подготовка:
На дне каждой ячейки в картонке из-под яиц нарисуйте краской или маркером цветной кружок. Для детей помладше цвета можно располагать упорядоченно (строчками или столбиками), а для более старших — вразнобой. Количество кружков одного цвета должно совпадать с количеством предметов этого цвета.

Что делать:
·         Поставьте на поднос картонку из-под яиц и контейнер с цветными предметами
·         Предложите ребёнку брать из контейнера по одному предмету и класть их в подходящие по цвету ячейки. Пусть он называет цвета вслух.


Вариант 2:
Пусть ребёнок перекладывает предметы не руками, а при помощи кухонных щипцов, пинцета или палочек для еды. Это поможет ему развивать навыки мелкой моторики.

Что нужно:
·         Поднос с бортиками
·         Контейнеры с цветными крышками
·         Крупные пуговицы, крышки от пластиковых бутылок или другие плоские предметы соответствующих цветов.

Подготовка:
Острым канцелярским ножом прорежьте в крышках контейнеров отверстия, так, чтобы ребёнок мог протолкнуть в них пуговицы.
Что делать:
·         Поставьте на поднос цветные контейнеры и миску с пуговицами
·         Попросите ребёнка брать по одной пуговице, называть её цвет и складывать в нужный контейнер через прорезь.

Вариант 3:



Что нужно:
·         Цветная бумага, картон, клей
·         Бельевые прищепки.

Подготовка:
Нарежьте из цветной бумаги квадраты разных цветов. Приклейте их в ряд на полоску толстого картона.
Вырежьте небольшие прямоугольники из той же цветной бумаги и наклейте их на кончики бельевых прищепок.

Что делать:
Предложите ребёнку прицепить прищепки к квадратам соответствующего цвета. Пусть он при этом называет цвета вслух.

Вариант 4:
Можно предложить ребёнку прицепить прищепки на белую полоску в определённом порядке, например, по цветам радуги.



Что нужно:
·         Бесплатные бумажные образцы оттенков красок из строительного магазина (по 2 одинаковых полоски)
·         Бельевые прищепки.

Подготовка:
Из одной из цветных полос нарежьте небольшие прямоугольники каждого оттенка и приклейте их на кончики бельевых прищепок.

Что делать:
Это усложнённый вариант предыдущей игры. Здесь ребёнку нужно не просто прицепить прищепки к квадратам соответствующих цветов на полосках, а ещё и сделать это, учитывая разные оттенки одного и того же цвета.
Для начала можно начать всего с одной полоски, например, зелёной. Обратите внимание ребёнка на то, что зелёный цвет может быть разным: бывают светло-зелёные оттенки, бывают тёмно-зелёные. Попросите его подобрать для каждого квадрата на полоске прищепку с кусочком бумаги точно такого же оттенка.

Вариант 5:
·         Предложите ребёнку сразу несколько полосок с оттенками разных цветов.
·         В эту игру можно играть на скорость: вдвоём или просто фиксировать время выполнения ребёнком задания с помощью секундомера в мобильном телефоне. Сумеет ли он справиться ещё быстрее?
·         Усложнённый вариант: предложите ребёнку расположить прищепки с оттенками одного цвета, от тёмного к светлому, на полоске белого картона.

Что нужно:
·         Упаковка разноцветных соломинок для питья
·         Небольшая упаковка ватных палочек
·         Краски
·         Поднос с бортиками, тарелка с отделениями или несколько небольших контейнеров.

Подготовка:
·         Убедитесь, что соломинки достаточной толщины для того, чтобы ватные палочки в них пролезали
·         Окуните концы ватных палочек в краску, чтобы окрашенные части соответствовали по цвету соломинкам для коктейля
·         Сами соломинки нарежьте на кусочки такой длины, чтобы они закрывали у ватных палочек всю белую часть.

Что делать:
·         Для начала разложите ватные палочки в контейнеры по цветам. Все нарезанные соломинки сложите вперемешку в один контейнер
·         Пусть ребёнок берёт по одной соломинке, выбирает ватную палочку, покрашенную в такой же цвет, и продевает её сквозь соломинку
·         Готовые палочки с надетыми на них соломинками можно откладывать в отдельный пустой контейнер.

Другие варианты:
·         Из готовых палочек можно составлять простые орнаменты (последовательности цветов) и просить ребёнка их повторить или продолжить

·         Если задание для вашего ребёнка оказалось слишком простым, его можно выполнять на время: сколько соломинок он успеет надеть на палочки за пять минут?


Наиболее распространенные формы нарушений зрения


Наиболее частыми формами нарушений зрения в детском возрасте являются близорукость, дальнозоркость, астигматизм и косоглазие.

Близорукость (миопия) - как правило, приобретенное заболевание, когда в период интенсивной зрительной нагрузки (чтение, письмо, просмотр TV-передач, игр на компьютере) из-за нарушения кровообращения, происходят изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению (удлинению).
В результате такого растяжения ухудшается зрение вдаль, а при более высокой степени - и вблизи. Здесь могут помочь очки или контактные линзы.
Первые признаки близорукости - это понижение зрения вдаль, которое улучшается при прищуривании или надавливании на глазное яблоко.

Дальнозоркость. В отличие от близорукости, это не приобретенное, а врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока.
Первые признаки проявления дальнозоркости - ухудшение остроты зрения вблизи, стремление отодвинуть текст от себя. В более выраженных и поздних случаях - понижение зрения вдаль, быстрая утомляемость глаз, покраснение и боли, связанные со зрительной работой.

Астигматизм - особый вид оптического строения глаза.
Явления этого врожденного или приобретенного характера обусловлено, чаще всего неправильностью кривизны роговицы.
Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии.

Косоглазие - положение глаз, при котором зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого - отклонена в сторону. Отклонение в сторону носа называется сходящимся косоглазием, к виску - расходящимся, вверх или вниз - вертикальным.
Развивается косоглазие вследствие нарушения согласованной работы мышц глаза. При этом работает только один здоровый глаз, косящий же глаз практически бездействует, что постепенно ведет к стойкому понижению зрения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий